ГВАРДИНИ (GUARDINI) Романо

ГВАРДИНИ (GUARDINI) Романо
(1885-1968) - нем. католический философ и теолог итал. происхождения. С 1910 - священнослужитель, в 1921 - приват-доцент в Бонне, в 1923 - проф. философии религии и католического мировоззрения в Берлине. В 1939 отстранен нацистами от преподавания. В 1946 - проф. в Тюбингене, в 1949 - в Мюнхене. Г. получил признание прежде всего как общественный деятель, как лидер движения католической молодежи, воспринимавшийся не столько как философ и профессиональный теолог, сколько как учитель, чьи книги и пастырская деятельность служат духовному возрождению европейской культуры. Весьма близкие к платоновско-августиновской традиции, глубоко связанные с наследием Бонавентуры, Данте и Паскаля, сочинения Г. принесли ему мировую славу. Г. как философ испытал влияние Дильтея, Зиммеля, Гуссерля, Шелера, Фрейда. Основным устремлением Г. было создание новой антропологии.

В своем главном произведении "Противоположность. Философия конкретно-жизненного" (1925) Г. выдвигает тезис, согласно которому мы сталкиваемся с "идеей противоположности" в непосредственной жизни. Независимо от того, представлена ли она на анатомически-физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном или волевом уровне, на уровне индивида или сообщества, противоположность есть род "явленности", созидательная и действительная основа жизни. Г. различает три основных группы противоположностей: интраэмпирыческие, трансэмпиртеские и трансцендентальные. К первым Г. относит следующие пары: акт и строй (динамика и статика); форма и полнота; целое и (жизненно) особенное. Ко вторым - творческий акт и порядок (производство и расположение); изначальность и правило; овнутрение и выхождение из себя (имманенция и трансценденция). К третьим - родство и обособленность; членение и связность. Между парами противоположностей имеются такие связи, что обе стороны каждой противоположности прямо или косвенно соединяются с каждой из сторон другой противоположности. Следствием этого является возникновение множества внутренних напряжений. Пары противоположностей составляют также так называемые первичные и вторичные "энантиологические ряды", формирующие первичную структурную противоположность, которой охватывается все что поддается осмыслению. Всякая система противоположностей ищет связи вовне, которые различаются по интенсивности и длительности и имеют безграничные возможности для соединения. Из существования таких связей Г. выводит возможность "энантиологической социологии".

Познание Г. считает "конкретно-жизненным отношением" конкретного человека к конкретному предмету. Он подразделяет познание на понятийное и интуитивное ("изобильное"). Невозможные в чистом виде, рацио и интуиция взаимосвязаны и обусловливают друг друга. На идее противоречия базируется у Г. и его философия культуры.  По его мнению, в античности и в Средние века научная мысль пребывала в жизненном целом, сознание единства охватывало различные культурные сферы. Новое время характерно обособлением единичных жизненных областей. Однако требование "автономии культурной сферы" ведет нас от "критической чистоты" к разрушению единства субъекта, духовной жизни и миропорядка. К тому же в современной философии господствует дух наукообразной абстрактности. Поэтому Г. считает необходимым осуществить "критику конкретного разума" в виде сосредоточенного созерцания конкретной противоположности, ибо только так можно постичь "естественную мистерию живого", выразить "сверхрациональное зерно" во всяком конкретно-жизненном. Результатом этого должна стать смена индивидуалистической этики новым коллективизмом, "товариществом по существованию", которое - при условии, что оно будет осмыслено исходя из личности - станет великим положительным "началом массы".

Geist der Liturgie, 1918; Christliches Bewusstsein. Versuch uber Pascal, 1934; Religion und Offenbahrung, 1958; Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch zur Orientierung, 1953.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ГВАРДИНИ (GUARDINI) Романо" в других словарях:

  • ГВАРДИНИ (Guardini) Романо — ГВАРДИНИ (Гуардини) (Guardini) Романо (1885 1968) немецкий католический деятель, религиозный философ, писатель и публицист. Выступал против нацистского антисемитизма ( Христианин перед лицом расизма , 1939). Работы о Сократе, Данте, Ф.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГВАРДИНИ (Guardini), Романо — (1885 1968)    христианский теолог католик, автор ряда исследований по христианской культуре, литературе, искусству. Итальянец по происхождению, родился в Вероне. Когда ему было один год, семья переехала в Германию (Майнц). Получил теологическое… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо — (1885—1968), немецкий католический философ, писатель и публицист. В 1920 х гг. ведущий деятель молодёжного католического движения «Квикборн» и литургического движения в Германии. Выступал против нацистского антисемитизма («Христианин перед… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГВАРДИНИ — (Guardini) Романо (род. 17 февр. 1886, Верона – ум. 2 окт. 1968, Мюнхен) – итал. нем. философ; с 1929 по 1939 – профессор в Бреслау и Берлине, с 1947 – в Мюнхене. В своих произв. пытается объяснить жизнь с позиций католицизма. Одно из главных… …   Философская энциклопедия

  • ГВАРДИНИ — (Guardini) Романо (1885 1968) немецкий философ и теолог итальянского происхождения. Изучал политические и естественные науки в Берлине, Мюнхене, Тюбингене, философию и теологию во Фрейбурге и Тюбингене. Католический священник (с 1910), магистр… …   Новейший философский словарь

  • Гвардини Романо — Гвардини, Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923 39 профессор… …   Большая советская энциклопедия

  • Гвардини — Гуардиии (Guardini) Романо (17 февраля 1885, Верона, 1 октября 1968, Мюнхен) католический религиозный деятель и мыслитель, эссеист и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 г. принял немецкое гражданство. После… …   Энциклопедия культурологии

  • Гвардини Романо — Гуардини (Guardini) (1885 1968), немецкий католический философ, писатель и публицист. В 1920 х гг. ведущий деятель молодёжного католического движения «Квикборн» и литургического движения в Германии. Выступал против нацистского антисемитизма… …   Энциклопедический словарь

  • ГВАРДИНИ — [Гуардини; итал. Guardini] Романо (17.02.1885, Верона 1.10.1968, Мюнхен), нем. католич. богослов, философ, религ. деятель, писатель публицист. Итальянец по происхождению, с детства жил в Германии, начальное образование получил в народной школе,… …   Православная энциклопедия

  • Гвардини —         Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, 1.10.1968, Мюнхен), религиозный деятель, философ идеалист, писатель и публицист. По происхождению итальянец. С 1910 католический священник, доктор теологии (1915), в 1923 39 профессор… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»